Написать письмо
Сделать стартовой
Добавить в Избранное
 
 
Стартовая >> Мои впечатления от Рио
 
 
 
КАРНАВАЛ В РИО: С НАЧАЛА ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ.

ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ, собственный корреспондент РИА «Новости» в Бразилии

Ежегодно в феврале – марте в Бразилии проходит традиционный карнавал. В 2003 году в одном только Рио-де-Жанейро праздник посетили 350 тысяч человек, из них 20 тысяч иностранных туристов. По предварительным оценкам, за неделю карнавала гости потратили около 200 миллионов долларов, что на 20 проц больше, чем в предыдущем.

Главное событие карнавала – выступление школ самбы - проходит на так называемом «самбадроме», специально построенном в 1984 году по проекту бразильского архитектора Оскара Нимейера. Самбадром представляет из себя бетонированную полосу шириной около 15 метров и длиной около 1 километра. Именно по ней организуется прохождение школ самбы под приветствия зрительских трибун, расположенных по бокам.

Школы самбы

Школы самбы не являются школами как таковыми и самбе в них не обучают. Понятие «школа самбы» появилось в Бразилии в начале 20 годов прошлого века (ХХ), когда карнавал в стране еще не превратился в состязание, а являлся по-настоящему народным праздником. Да и сам танец самба впервые был исполнен лишь на карнавале в 1917 году. До этого во время карнавалов исполнялись только европейские танцы – полька, вальс и некоторые другие. В то время жители бедных районов Рио-де-Жанейро выходили на улицы и танцевали на центральных площадях в своих кварталах. Со временем, в каждом районе начали появляться своего рода танцевальные коллективы. В силу повышенного внимания к бедным кварталам со стороны правоохранительных органов, один из таких танцевальных коллективов из района «Эштасио» в центре Рио-де-Жанейро назвал себя «школой самбы». Тем самым правоохранительным органам было дано понять, что все, происходящее внутри коллектива, носит организованный характер и не имеет ничего общего с преступниками, живущими или укрывающимися в их квартале. В течении нескольких последующих лет школы самбы появились практически во всех бедных районах города.

Карнавал в ХХ веке

Карнавал как соревнование танцевальных коллективов впервые был проведен в Рио-де-Жанейро в 1932 году. Победу в нем одержала школа самбы «Мангейра» из одноименного района города. В 1950 году одна из школ самбы использовала в своем выступлении повозку с живой скульптурной группой. После этого повозки появились во всех школах без исключения и со временем превратились в современные гигантские и роскошные «аллегорические платформы», освещаемые дизелями.

До начала 60 годов карнавальные костюмы были достаточно бедными и слабо выразительными. Настоящая революция произошла на карнавале в 1963 году, когда школа самбы «Салгейро» вышла на конкурс в роскошных разноцветных костюмах, отделанных перьями.

Последняя «революция» в карнавале произошла в 1976 году. На нем впервые появились танцовщицы «топлес». Несколько лет назад, правда, была предпринята попытка полностью «раздеть» танцовщиц, но успехом она не увенчалась. Комиссия по делам несовершеннолетних сочла нововведение аморальным и вредным для детей и подростков и внесла соответствующий протест. В связи с этим в последних «Правилах проведения смотра-конкурса школ самбы» появился следующий параграф: «Запрещается выступление участников с обнаженными гениталиями даже под краской или при наличии декоративного украшения на таковых». Впрочем, данный запрет является скорее формальностью, т.к. большинство танцовщиц используют бикини, называемые в народе «зубная нитка», которые весьма условно прикрывают причинные места спереди, оставляя тылы совершенно открытыми и доступными для обзора зрителями и телезрителями.

Правила прохождения и порядок выставления оценок

Порядок проведения карнавала и прохождения школ самбы по самбадрому достаточно четко прописан в уже упомянутых Правилах. Количество участников от каждой школы должно быть не менее 2500 и не более 6000 человек. Количество платформ – не менее 5 и не более 8. Каждая школа должна уложиться во временной промежуток от 65 до 85 минут.

Школа проходит по самбадрому группами участников, одетыми в одинаковые костюмы. Количество участников в костюмированной группе колеблется от 50 до 200 человек. В среднем, школа разрабатывает от 22 до 29 разных костюмов, не считая нарядов для так называемых «знаковых фигур», располагающихся на платформах. Попасть в их число нелегко. Обычно на платформах располагаются танцовщицы и танцоры, модели, нанятые по контракту, или известные люди, которых школа хочет выделить.

К некоторым костюмированным группам предъявляются достаточно строгие требования. Например, прохождение каждой школы должно открываться «головной группой», состоящей из сценариста-художника, хореографов, композиторов и танцоров из самой школы или нанятых по контракту. Количество барабанщиков в барабанной группе не может быть ниже 200 человек. Обязательными фигурами в каждой школе являются танцовщица-знаменосец школы и концертмейстер. Это также могут быть танцоры из школы или артисты по контракту. При этом, они не могут выступать за другие школы в этом же году.

Также обязательной костюмированной группой для каждой школы является группа «Женщины штата Баия». В ней количество участниц не может быть ниже 100. Данная группа символизирует процветание страны и плодородие ее земель.

Особенно колоритной фигурой является «королева барабанщиков». На ее роль школы, как правило, приглашают известных моделей или просто ярких и красивых женщин. В ее «обязанности» входит идти впереди группы барабанщиков и приветствовать зрителей, посылая им воздушные поцелуи. Королева барабанщиков не является обязательным участником прохождения, и некоторые школы отказываются от нее по требованию дирижера группы барабанщиков.

Одной из ключевых фигур прохождения является вокалист-исполнитель самбы. Как правило, он работает со своей школой многие годы и является популярной личностью в народе. Задача у него одна из самых трудных – исполнять тему на протяжении полутора часов без перерыва.

Оценка прохождения школ по самбадрому производится по 10 бальной системе по следующим 10 аспектам: барабанщики, музыкальная тема-самба, гармония между ритмом и голосовым исполнением, исполнение самбы участниками, развитие основной темы выступления, общая оценка прохождения, платформы, костюмы, головная группа, танцовщица-знаменосец и концертмейстер.

Каждый аспект оценивается 4 судьями, расположеными в разных частях самбодрома. Таким образом, образуется судейская коллегия из 40 судей. При подведении итогов учитываются голоса лишь 3 из 4 судей по каждому аспекту. Четвертый судья выбывает при жеребьевке. Любое нарушение правил прохождения приводит к потере половины или целого очка.

Подготовка

Подготовка к очередному карнавалу в школах самбы начинается спустя месяц-два после завершения предыдущего, как правило, в мае – июне. Школа заключает контракт со сценаристом-художником, который разрабатывает тему и эскизы костюмов и платформ. В выборе темы художник полностью свободен. Главное – чтобы эту же тему не разрабатывала другая школа.

В августе-сентябре изготовляются образцы костюмов. После утверждения на «художественном совете» школы начинается изготовление костюмов для всех участников. Их количество определяется председателем каждой костюмированной группы. Как правило, 15% - 20% костюмов раздаются бесплатно постоянным участникам школы. Остальные 80% продаются всем желающим принять участие в карнавале. Стоимость одного костюма колеблется от 100 до 200 долларов. Единственное условие для покупки – ходить на все репетиции группы. Желающих принять участие в карнавале много – костюмы раскупаются практически сразу после объявления о начале продажи.

В октябре – ноябре проходит прослушивание основной музыкальной темы – самбы, под которую школа должна выступить на карнавале. После ее утверждения начинаются репетиции. Все они проходят без костюмов за исключением последней – генеральной репетиции накануне карнавала.

Финансирование

Ежегодно каждая школа самбы тратит на подготовку к карнавалу от 300.000 долларов до 1 миллиона. Источники финансирования, как правило, у все школ одинаковые. Определенную сумму ежегодно выделяет префектура. Второй источник – продажа билетов на репетиции школы, которые проходят каждые выходные на специальной площадке по месту «прописки» школы.

Третий и самый главный источник – спонсоры. У каждой школы они разные. Это могут быть крупные фирмы или отдельные бизнесмены. Спонсором школы «Мангейра», к примеру, является крупнейшая бразильская авиакомпания «Вариг». Школа «Традиция» в 2001 году посвятила все свое выступление телемагнату Силвио Сантосу, который в данном случае выступил как спонсор.

Реклама спонсоров размещается на площадках школ. При прохождении по самбадрому соответствующий логотип на майках разрешен лишь обслуживающему персоналу школы – координаторам групп, следящим за тем, чтобы между группами не образовывалось больших пространств, и так называемой «тягловой силе» - мужчинам, которые толкают перед собой платформы.

Четвертый источник денег – продажа прав на трансляцию карнавала по телевидению. Каждая школа получает свою долю от общей суммы, уплаченной за данное право.

Пятый источник – гонорары от зарубежных гастролей школы и от выступлений внутри страны. Как правило, школа-победительница проводит в год от 1 до 2 зарубежных турне.

Наконец, шестой основной источник финансирования – продажа костюмов.

Самое грандиозное шоу в мире

По словам самих бразильцев, все больший коммерческий характер карнавала отдаляет праздник от простого народа, откуда он берет свои корни. Самый дешевый билет на самбадром стоит 30 долларов. Самый дорогой – 1500 долларов. И если простой бразилец еще может позволить себе купить дешевый билет, то при средней стоимости костюма в 150 долларов его участие в карнавале представляется практически невозможным. Все костюмы, как правило, раскупаются представителями среднего класса общества.

Однако, как и у любой медали, у данного вопроса есть и оборотная сторона, отвечающая достаточно очевидному и простому принципу – есть финансирование – есть и прогресс. Во многом именно благодаря превращению карнавала в отрасль шоу-бизнеса праздник превратился в то, чем он является на сегодняшний день – в незабываемое феерическое представление с буйством красок, грохотом самбы и ликованием трибун.

Бразильский карнавал является на сегодняшний день самым грандиозным и колоритным шоу в мире, по сравнению с которым Мулен-Руж просто меркнет. И по-настоящему это ощущается даже не с трибун, а снизу, с самой полосы. Те, кому посчастливилось попасть на полосу и вместе с танцевальными группами по самбадрому, никогда не забудут этого ощущения единения со стихией, когда все мышцы тела сами начинают невольно сокращаться в такт самбы, а каждая клетка – содрогаться от боя барабанов. Именно в такие минуты приходит полное понимание классического выражения «праздник, который всегда с тобой». Бразильский карнавал навсегда остается с теми, кто однажды на нем побывал.

/* при использовании материала ссылка на сайт обязательна

 
 
 
 
   

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz